Документ без названия



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Федеральный портал "Российское образование"

 

 

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Колесникова Т.А.

 

 

Сообщение на родительском собрании

 в подготовительной к школе группе на тему: Готовность ребенка к школе

 

«Быть готовым к школе –не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к

школе –значит быть готовым всему этому научиться»

                                    (Венгер Л.А.)

Современная действительность и соответствие недавно утвержденному к работе Федеральному  Государственному образовательному стандарту дошкольного образования предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Школы набирают детей в первый класс после предварительного собеседования или тестирования, которое помогает опытным учителям и психологам выявить умения и способности будущих учеников.                       

 Обязательное условие зачисления - послоговое чтение и письмо печатными буквами, счетные операции в пределах десяти или даже двадцати, обширные знания об окружающем мире. Проверяют умение решать логические задачи, внимание, память, работоспособность. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

В целом готовность ребенка к школе идет по трем основным направлениям:

  • Физическая готовность. Большое значение для успешного обучения в школе имеет физическое состояние ребенка. Физическое здоровье играет главную роль в формировании психики ребенка. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя пороситься в туалет).

        В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников: ежедневные утренние и вечерние прогулки на свежем воздухе, используются здоровьесберегающие технологии во всех режимных процессах, утренняя гимнастика и разминка после сна, закаливающие процедуры (босохождение и дорожка здоровья), физкультурные занятия, праздники, развлечения, малые Олимпиады. Мы регулярно сдаем нормативы по физическому развитию, принимаем участие  в соревнованиях, кроссах и пробегах.

  • Умственная готовность детей к школе – определяется познаниями ребенка об окружающем мире( например, мир животных и растений, космос и солнечная система и т. д.), о некоторых социальных явлениях (например, рассказать о празднике Новый год) и систематизированностью этих представлений. Проверяется также уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности: умение принять задание, проанализировать его, выбрать способы решения, спланировать последовательность выполнения и оценить результат выполненного задания, умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; быстрый темп работы; умение правильно оценить свою работу, найти и исправить свою ошибку, овладение основными правилами поведения.

Процесс учения обеспечивается основными познавательными функциями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе.

       Речевая готовность к школе  подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.

Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе противопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов.

       На развитие речи и памяти влияет общение с ребенком по поводу прочитанной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрослые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав­лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. В детском саду с детьми 6-7 лет проводится целенаправленная деятельность по ознакомлению с произведениями художественной литературы различных жанров (сказки, стихи, рассказы, басни, былины и малые фольклорные формы – пословицы, скороговорки, загадки, дразнилки, потешки, частушки).

        

       В 7 лет ребенок овладевает элементарными учебными навыками по обучению грамоте: может производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить его на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.

         Готовность руки к письму определяется умением правильно держать ручку, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры. В развитии мелкой моторики помогают занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, игры с мозаиками и конструкторами.

         Дети к семи годам  умеют считать, решать простейшие задачи на сложение и вычитание, знакомятся с элементарными действиями деления и умножения, знают все геометрические фигуры и формы, последовательность времен года, месяцев и дней недели. Для тренировки зрительной памяти и навыков обобщения и выделения существенных признаков полезны игры "Сходство и различие", «Чего не стало», «Что изменилось». Для получения положительного результата такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжелательной обстановке.

        Развивают  внимание и логическое мышление задания «лабиринты», собирание пазлов и разные настольные игры с правилами, головоломки математического характера типа «танграмм».

 

  • Психологическая готовность к школе – это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.

Часто желание пойти в школу вызвано лишь внешним интересом: новая форма, букет цветов, красивый портфель.

В период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, ведь учеба - это большой, кропотливый труд, и ребенок должен быть готов к этому. Мы с детьми отмечаем День знаний; ходим в школу на экскурсии, Дни открытых дверей; проводим беседы; ставим спектакли на школьную тематику.

Итак, для полноценной готовности ребенка к школе необходимо формировать у него познавательный мотив к учению, интерес к школьной жизни.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

будущих первоклассников

 

  • Будьте предельно терпеливы, сдержанны, спокойны, доброжелательны.
  • Помогите организовать деятельность ребёнка по чётко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Согласуйте свои требования с рекомендациями учителя, расскажите об индивидуальных особенностях своего ребёнка психологу.
  • При выполнении сложного для ребёнка задания разделите его на части и проследите за выполнением каждой части.
  • Продумайте организацию рабочего места, исключите отвлекающие предметы.
  • Поощряйте хорошее поведение детей, не акцентируйте внимание на просчётах, поддерживайте советом. 

 


Готов ли ребенок к школе?

Поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений. Ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

Обучение в школе требует от ребенка напряжения всех физических сил.

Важно принимать во внимание физиологическую зрелость ребенка. Ориентируясь на возраст, родители стремятся отдать ребенка в школу в шесть или шесть с половиной лет, хотя врачи и учителя не приветствуют столь раннее поступление детей в учебное заведение.  С другой стороны, 20-30% детей готовы к обучению в школе уже в 6-летнем возрасте и около 10-20% ребят не готовы даже в семь лет. Расхождение паспортного и биологического возраста может составлять от полугода до полутора лет. Таким образом, физиологическое развитие – один из самых важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Известно, что у половины детей в возрасте 6-7 лет отмечаются нарушения речевого развития, у трети школьников в первом классе не сформирована мелкая моторика, а у 50-70% детей отмечаются те или иные нарушения физического здоровья, что приводит к замедлению процессов адаптации, значительным сложностям в учебе и  нарастающему психоэмоциональному напряжению. На этом фоне быстро развиваются многочисленные психосоматические заболевания, в т.ч. болезни желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Дети начинают страдать от частных инфекций, болей в животе, головных болей. В сочетании с трудностями в обучении это ведет к низкой успеваемости и может быть причиной потери интереса к учебе. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует оценить зрелость и готовность ребенка к школе и помочь ребенку преодолеть возможные трудности.

Каковы показатели, свидетельствующие о зрелости детского организма, его готовности к школьному обучению?

 


 

 Морфологические показатели готовности к школе

  • Масса тела – основной антропометрической  показатель.

Вес, равный или превышающий 23 кг, свидетельствует о достаточный степени морфофункциональной зрелости. 

  •     Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста).

В это время у ребенка интенсивно растут руки  и ноги, считается, что одновременно происходит созревание нервной системы, благодаря чему головной мозг может лучше воспринимать и перерабатывать информацию.

 Установить произошел полуростовой скачок или нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста»: надо попросить ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем.                    

 Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот ребенок 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки.

Результат данного теста достаточно точно характеризует  биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма.

Последствия полуростового скачка очень важны для развития ребенка: организм становится надежнее в биологическом смысле, а значит, работоспособнее. У ребенка появляются возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе, что очень важно для школьного обучения. 

  • Смена зубов (выпадение молочных и появление постоянных) также указывает на то, что организм ребенка достиг  физической зрелости.

Большинство врачей считает, что у будущего школьника  должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек.

 


 

 Физиологические показатели готовности к школе

  • Развитие моторики ребенка.

Под мелкой моторикой понимают работу пальцами. Мелкая моторика напрямую связана с головным мозгом и стимулирует созревание определённых зон коры головного мозга. Важно развивать мелкую моторику, выполняя в игровой форме упражнения, направленные на улучшение точности и координации мелких движений кисти.

Под крупной моторикой понимают движения тела, рук и ног, о ее развитии свидетельствуют наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску. 

  • Усидчивость и работоспособность  являются не менее важным показателем. Учеба в школе подразумевает способность хотя бы 10-15 минут сосредоточенно и не отвлекаясь выполнять задание учителя. Такая усидчивость формируется с возрастом, в процессе роста ребенка и созревания его нервной системы.  
  • Чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерения

 


Психологическая готовность к школе

Выделяют 4 вида психологической готовности: 

  • Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые  способствуют созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.

Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. 

  • Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:

  • к школе;
  • учителю;
  • к учебной деятельности;
  • к самому себе. 

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка. 

  • Эмоционально-волевая готовность  

В школе ребенка ждет напряженный труд. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Развить эти качества поможет игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

К 6 годам у ребенка формируется произвольность, он способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого" задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. 

  • Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

Ребенок должен:

  1. Знать о своей семье, быте.
  2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
  3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Большое значение имеет хорошо развитая речь: звукопроизношение,  и эмоциональная культура речи, фонематический слух. У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

 
 
 
Проба
      Санитарно-
эпидемиологическое
        заключение
Проба
      Лицензия
Проба
приложение к лицензии

Заключение о соответствии объекта требованиям  пожарной безопасности
            Устав
Права ребенка
Новый порядок предоставления
 места в дошкольном образовательном учреждении

 



Конструктор сайтов - uCoz